Детский сад №7 город Изобильный
Здоровьесберегающие технологии"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Гиппократ В одному из видов здоровьесберегающих технологий относится лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении - новая форма рекреации и реабилитации детей от полутора до семи лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния. Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в немедикаментозной терапии. Малоподвижный образ жизни делает организм ребенка беззащитным при развитии различных заболеваний. По данным Минздрава России по результатам анализа медицинской документации за последние 3 года были получены следующие результаты: на 8 % увеличилась первичная заболеваемость детей; на 4 % снизилась вторичная заболеваемость. Например, врождённая деформация стопы встречается у 3 % детей. Нарушение же осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте у 2,1 %, в 4 года у 15—17 % детей, в 7 лет у каждого третьего ребенка. Результат статистических данных по Российским регионам и опроса специалистов позволяют сделать вывод, что наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения (по убыванию): нарушение осанки и плоскостопие, часто болеющие дети, бронхолегочная патология, неврологические заболевания, остаточные явления врожденной патологии, угроза миопии (особенно в подготовительных группах). Для того чтобы дошкольники росли здоровыми, необходимо разработать систематический подход к физическому воспитанию, а также поддерживать здоровый образ жизни. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении такое лечение показано всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому внедрение детской лечебной физкультуры необходимо именно в дошкольных учреждениях. Какие же задачи ЛФК являются приоритетными. Первоочередной задачей является оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка. Вторая и от этого не менее важная задача состоит в своевременной коррекции имеющегося патологического и предпатологического состояния. Эффективность рекреации показывает следующая задача: повышение неспецифической реакции организма. А закрепить навыки к формированию и привычке к здоровому образу жизни помогает четвертая приоритетная задача. Помимо задач различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений в лечебной физкультуре: тонизирующее влияние, трофическое действие, формирование компенсаций и нормализация функции. Более подробное описание этих механизмов можно найти в специальной литературе. Мы лишь коротко остановимся на каждом из них. Механизм тонизирующего влияния применяют для уравновешивания процессов возбуждения и торможения обычно после болезни. Специальные и общеразвивающие упражнения улучшают бронхолегочную проходимость и вентиляцию легких, а упражнения для мышц брюшного пресса нормализуют перистальтику кишечника. Таким образом, оказывается общетонизирующее действие на весь организм ребенка в целом и на определенные органы и системы. Механизм трофического действия применяется у дошкольников, например, при легких формах сахарного диабета, это позволяет снизить уровень сахара до нормальных величин. Физические упражнения в данном случае активизируют обменные процессы, ускоряют процессы регенерации, задерживают развитие атрофии мышц и тугоподвижности в суставах Механизм формирования компенсаций проявляется в развитии временных или постоянных замещений нарушенных функций, например, при нарушениях дыхательной системы. Физические упражнения способствуют ускорению формирования компенсаций, которые становятся более совершенными. Под действием физических упражнений укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность диафрагмы, ребер и как следствие закрепляются навыки глубокого и редкого дыхания. Механизм нормализации функции. После клинического выздоровления ребенку требуется еще определенное время для восстановления пострадавшей функции организма. Правильно подобранные и точно дозированные физические упражнения в этот период позволяют нормализовать деятельность основных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной, создают условия для их оптимального функционирования. Основными же средствами профилактики и физической реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы. Лечебное действие физических упражнений не только многообразно, но и проявляется комплексно. Вот почему так важно начать занятия лечебной гимнастикой впервые же дни после возвращения ребенка в детский сад. Эффект от таких занятий будет значительно выше, нежели в случае, если они начнутся через две недели. Главное средство ЛФК - физические упражнения. Различают множество классификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степени активности, по характеру двигательных действий и т.д. В дошкольной практике применения ЛФК наиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметов, игры. Для усиления действия физических упражнений на занятиях лечебной гимнастикой используются элементы массажа и самомассажа. С детьми дошкольного возраста практикуются почти все формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика, занятия лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия (под контролем воспитателей или родителей), прогулки, оздоровительный бег, игровые занятия. Рекомендуются различные способы проведения занятий с дошкольниками от индивидуальных до фронтальных. Большое внимание на занятиях лечебной гимнастикой отводится дозированию нагрузки: она должна быть адекватной состоянию ребенка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки служат подбор физических упражнений, количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, исходные положения при выполнении упражнений, темп. В полном курсе ЛФК выделяют три периода: вводный, основной и заключительный. Длительность профилактического или лечебного курса составляет 1,5-2 месяца. В год ребенок должен пройти минимум два курса лечения. Длительность занятия лечебной гимнастикой для детей с большинством нозологических форм составляет 20-25 мин, с неврологической патологией и после травм - до 30-35 мин. Из всего вышесказанного можно констатировать только одну истину, что именно ЛФК можно отнести к наиболее значимым факторам своевременного воздействия различными средствами и методами на организм дошкольника в период рекреации и реабилитации после перенесенных заболеваний. 15 ноября 2015 в 18:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.